Деструктивная онлайн-коммуникация
Деструктивное поведение в онлайн - общении вызывает определенную обеспокоенность по нескольким причинам.
Во-первых, коммуникация становится одной из ведущих деятельностей подростка и молодого человека в процессе традиционной и цифровой социализации.
Во-вторых, подростки и молодежь выделяют коммуникативные онлайн - риски, как наиболее значимые, опасные и травматичные.
В-третьих, в связи со значимостью коммуникативной сферы столкновение с деструктивными ситуациями при коммуникации в сети становится сложной жизненной ситуацией для молодежи, требующей наличия репертуара возможных решений не только со стороны самого подростка или молодого человека, но адекватных и компетентных действий со стороны окружающих.
В-четвертых, если для профилактики контентныхрисков уже выработано достаточно много стратегий, в том числе технических, то в сфере онлайн - коммуникации такие меры только начинают разрабатываться.
По данным исследований наиболее распространенным и эмоционально значимым коммуникативным риском, как для подростков, так и молодежи является киберагрессия.
Онлайн-пространство и смешанная реальность, которые осваивает молодое поколение, требуют особого внимания с точки зрения его «окультуривания», постепенного наполнения как общепринятыми цивилизационными нормами общения, так и специфическими правилами поведения.
Киберагрессия – это нанесение посредством использования цифровых устройств намеренного вреда одному человеку или группе людей, который воспринимается как оскорбительный, уничижительный, наносящий ущерб.
Виды киберагрессии:
Флейминг – разжигание спора, публичные оскорбления и эмоциональный обмен репликами в Интернете между участниками в равных позициях.
Троллинг – размещение в Интернете провокационных сообщений с целью вызвать негативную эмоциональную реакцию или конфликты между участниками.
Хейтинг – негативные комментарии и сообщения, иррациональная критика в адрес конкретного человека или явления, часто без обоснования своей позиции.
Киберсталкинг – использование цифровых средств, для преследования жертвы через повторяющиеся сообщения, вызывающие тревогу и раздражение. •
Кибербуллинг – агрессивные, умышленные, продолжительные во времени действия, совершаемые группой лиц или одним лицом с использованием цифровых форм контакта и повторяющиеся неоднократно в отношении жертвы, которой трудно защитить себя.
Основные особенности киберагрессии:
- Анонимность и дистантность агрессора, в связи, с чем агрессор чувствует себя менее уязвимым и ответственным.
- В качестве агрессора могут выступать и знакомые, и незнакомцы.
- Не видна эмоциональная реакция жертвы, что может снижать уровень сочувствия к ее переживаниям со стороны агрессора или наблюдателей.
- Независимость от времени и места, возможность проявлять агрессию 24 часа.
- Один источник (фото, пост и т. д.) угрозы может использоваться множество раз.
- Увеличение аудитории наблюдателей.
- Жертвой киберагрессии может стать каждый вне зависимости от статуса.
- Отсутствие физических следов у жертвы, незаметность для окружающих и близких.
- Асинхронность онлайн-коммуникации, то есть возможность отсроченного реагирования, что создает дополнительное время на подготовку деструктивного действия.
Причины, формы и территории киберагрессии:
Внешность, личностные особенности и особенности здоровья и развития лидируют в качестве поводов для киберагрессии.
Киберагрессия, выбирая в качестве мишени все, что может составлять инаковость (внешность, особенности здоровья и развития, увлечения, принадлежность к субкультуре), становится инструментом подавления разнообразия. Наиболее распространенной «упаковкой» киберагрессии становится визуальная – фото, мемы, видео. Такой выбор во многом объясняется особенностями когнитивного развития цифрового поколения, в частности клиповым мышлением, ориентированным не на тексты, а на образы. «Начинка» же агрессивных онлайн - сообщений различается среди поколений молодежи и подростков. Для всех подростков агрессия в Интернете, прежде всего, связана с оскорблениями, для каждого второго – с клеветой и насмешками. Для молодежи в агрессивных ситуациях используется более тяжелый арсенал – угрозы безопасности личности и причинения вреда здоровью, а в качестве легкой артиллерии – насмешки. Популярные площадки для выражения агрессии в сети разнообразны: личные сообщения, переписки в групповых чатах, комментарии и обсуждения в открытых сообществах.
Кибербуллинг, как один из наиболее опасных видов киберагрессии.
Кибербуллинг как системное явление, характеризующееся массовостью, регулярностью и продолжительностью воздействия и тесной связью с травлей в реальности, представляется наиболее опасным видом киберагрессии, вызывающим сильные переживания и серьезные последствия. Кроме этого у кибербуллинга есть свои специфические особенности:
• преднамеренность совершаемых действий агрессоров против жертвы
• регулярность совершаемых действий
• неравенство сил в пользу агрессора
• групповой характер процесса с заданной ролевой структурой (агрессор, жертва, хамелеоны, наблюдатели)
• не заканчивается сам по себе, требуя вмешательства
• негативное психологическое воздействие ситуации на всех участников вне зависимости от роли
По данным различных исследователей можно выделить следующий общий профиль кибербуллера:
• чаще мальчики или юноши;
• низкая успеваемость;
• активные пользователи цифровых устройств;
• низкий уровень эмпатии;
• низкая самооценка;
• высокая импульсивность в поведении;
• нарушители правил;
• участники буллинга - офлайн;
• не сформированы нравственные установки;
• ведут себя обособленно;
• родители не контролируют и не осведомлены об онлайн-активности;
• отсутствие поддержки и эмоциональной включенности со стороны родителей.
Основными последствиями для агрессора могут стать закрепление насилия как способа коммуникации, отвержение со стороны групп сверстников, трудности с успеваемостью и получением образования и развитие проблемного поведения (правонарушения, аддикции).
Жертвы кибербуллинга:
• чаще девочки или девушки;
• низкая успеваемость;
• активные пользователи цифровых устройств;
• слабо развиты навыки общения;
• низкая самооценка;
• выражены депрессивность и социальная тревожность;
• низкий уровень социальной адаптации; хамелеоны;
• недостаток социальной поддержки;
• отвергнутыдругими сверстниками;
• родители не контролируют и не осведомлены об онлайн-активности;
• отсутствие поддержки и эмоциональной включенности со стороны родителей.
Самые частые эмоциональные реакции на кибербуллинг у его «жертв» негативные: остро-негативного (обида, раздражение, гнев) и тревожно-фобического спектров (страх, тревога). Важно отметить, что стыд – очень частая реакция на кибербуллинг, встречается почти у половины старших подростков и молодых людей, отвращение отмечает каждый четвертый, а о вине говорит каждый шестой. Это те переживания, которые люди редко выражают и многие из которых направлены не на истинных виновников, а на самого себя. Можно сказать, что это наиболее «токсичные» переживания, поскольку они не имеют выхода. Последствиями кибербуллинга могут стать депрессия, тревожные расстройства, низкая самооценка, нарушение пищевого поведения, химические и нехимические зависимости, импульсивность, агрессивность, социальная изоляция, отказ от посещения учебного заведения, самоповреждение, суицидальные мысли вплоть до совершения суицида.
Онлайн-груминг
(для девичьих групп)
Онлайн-груминг – криминальная онлайн - активность по установлению дружеских отношений и эмоциональной связи с ребенком или подростком для завоевания его доверия с целью сексуальной эксплуатации. После установления контакта и доверия процесс может начинаться с отправки эротических изображений для «нормализации» обсуждения сексуальных тем, а затем нередко происходит переход к просьбам о позировании в обнаженном виде и каких-либо сексуальных действиях на веб-камеру.
Онлайн-груминг может происходить с помощью различных цифровых технологий и платформ: социальные сети, игровые сайты, электронная почта, мессенджеры, форумы и чаты.
Подростки – уязвимые мишени. Грумеры используют психологические приемы и методы, чтобы попытаться изолировать детей от своих семей и друзей, и часто выбирают для контакта более уязвимых детей, которыми легче манипулировать. Чаще жертвами грумеров становятся девочки и девушки.
Какие цели преследуют грумеры?
Грумеры могут преследовать различные цели, выходящие за рамки онлайн-взаимодействия:
• совершить сексуальные действия онлайн без непосредственного физического контакта;
• совершить сексуальные действия в реальности;
• установить длительные сексуальные отношения;
• получить интимные изображения;
• использовать интимные материалы для шантажа и вымогательства.
Стратегии онлайн-грумеров.
Можно выделить несколько этапов в реализации стратегии онлайн-грумеров:
• Поиск уязвимости: грумеры могут мониторить социальные сети, чтобы найти жертв с открытой личной информацией;
• Доверие: грумеры используют непринужденный разговор на отвлеченные темы (small talk), обмен личной информацией (хобби, отношения), проявление сочувствия, комплименты, лесть и подарки, чтобы установить доверие и построить отношения с жертвой;
• Изоляция: грумеры заставляют жертву чувствовать себя изолированной (как физически, так и психически) от близких людей;
• Проверка: грумеры при общении проверяют, насколько крепки их отношения с жертвой;
• Получение удовольствия: грумеры начинают говорить о сексуальных и романтических аспектах для снижения чувствительности к допустимости сексуального поведения, а затем, например, предлагают обменяться «голыми» селфи;
• Шантаж: после получения интимных фото грумеры могут шантажировать жертву их обнародованием, принуждая продолжать отношения – высылать интимные фото и видео или даже вступить в реальный сексуальный контакт.
Как реагируют дети на действия грумеров?
• непонимание несовершеннолетним происходящего;
• согласие несовершеннолетнего выполнять требования и желания преступника;
• отказ выполнять требования или желания преступника, продолжать общение с ним;
• агрессия несовершеннолетнего по отношению к преступнику;
• использование несовершеннолетними других людей как потенциальных защитников.
Какие переживания испытывает жертва онлайн-груминга?
Среди наиболее распространенных переживаний жертв онлайн-груминга можно выделить:
• стыд;
• отрицание того, что произошло;
• ощущение предательства;
• утрата уверенности в собственных суждениях;
• одиночество;
• чувство ловушки и невозможности обратиться за помощью;
• униженность.
Онлайн-груминг не всегда занимает много времени, несмотря на традиционные представления об этом как о медленном, методичном и преднамеренном процессе манипулирования человеком. Данные исследователей из Университета Суонси показывают, что онлайн-груминг также может быть очень быстрым. Так, результаты переписок показывают, что переход к сексуальной тематике происходил через 3 минуты после начала разговора, эмоциональная связь возникала через 8 минут, а согласие на встречу могло быть получено за период от 18 до 30 минут.
Фейковая информация в Интернете
Фейк (фэйк, от англ. fake – подделка) – в широком смысле любая подделка, которая пытается выдать себя за оригинал. Когда мы говорим об информации, то фейком является вымысел, который основан на недостоверных фактах или создан без опоры на факты. Фейковая информация может серьезно дезориентировать особенно молодых людей, так как они в полной мере не обладают опытом различения достоверной и недостоверной информации. Фейки в Интернете могут быть совершенно разными. Можно привести следующие примеры:
• Фейковые новости. Чаще всего они создаются намеренно, чтобы ввести читателей в заблуждение, и какой-либо «сенсацией» заполучить их внимание и просмотры на своём портале. Это давно известный жанр «газетной утки», который стал крайне распространенным с появлением онлайн-медиа.
• Мнения пользователей сети в форме постов и комментариев, которые разносятся по интернету как достоверный факт.
• Информация, которая была отредактирована, «порезана», «выцеплена из контекста» и затем стала преподноситься как достоверный факт.
Как отличить фейк от реальности?
Любая информация требует дополнительной проверки, и основная сложность в том, что отличить фейк от реальности становится всё сложнее. Одна из лучших стратегий в распознавании ложной информации – это знание, в каком виде и с помощью каких инструментов фейк можно создать. В проекте Гёте-Института и портала Colta.ru «The Earth Is Flat – Kак читать медиа?» приводятся следующие способы:
• Ссылка на неназванный «авторитетный» источник. Например, «Ученые утверждают…», «все давно знают, что…». Ссылки в новостях на исследования «британских учёных» даже стало своего роде мемом в сети, высмеивающим ссылку на неизвестный источник, который скорее всего отсутствует.
• Ссылка на названный «авторитетный» источник, авторитетность которого сомнительна. Например, в виде таких авторитетов могут выступать популярные личности (мнение которых может быть оплаченной рекламой), ученые, работающие на определенные корпорации и ангажированные на определенные выводы из-за своей работы и т. д. В таком случае за факт выдается мнение.
• Пословицы, афоризмы и крылатые фразы. Подобные фразы звучат как аргумент, будто они содержат в себе общественно признанную истину. Всегда следует помнить, что почти к каждой пословице есть другая, полностью противоположная ей по смыслу. «Вода камень точит» или всё же «под лежачий камень вода не течет»?
• Теории заговора: на них очень легко ссылаться в качестве аргумента. Их сложно проверить, зато любой факт можно описать как доказательство теории.
• Описание только одной точки зрения. Альтернативные взгляды могут не только не описываться, но и не указываться их существование вообще. Одна точка зрения как бы заранее подразумевает, что она «истинная» и «правильная», что может быть совсем не так.
• Размытое описание и «хитрые» формулировки, которые по факту «ничего точно не сообщают». Например, «лекарство может вам помочь», другими словами, лекарство совершенно не обязательно вам поможет.
• Сообщение только части правдивой информации и утаивание других существенных деталей. Примером полуправды будут заголовки любых новостей на новостных порталах. Задача таких заголовков – заставить человека кликнуть на него и прочитать подробности в самом тексте новости, поэтому в заголовок выносится самое «горячее».
• Подмена фактов неоправданными выводами из них. Из одного факта делается вывод, который изначально в факте не был заложен. Например, «Я люблю груши» может быть подменено «Он не любит яблоки».
• Подмена фактов эмоциями. Для создания определенного мнения по отношению к группе людей/фактам/событиям/вещам используют не аргументы, а эмоции, чаще всего страх и тревогу. В рекламе, наоборот, пытаются связать положительные эмоции с определенным брендом.
• Подмена фактов «ярлыками». Ярлыки необоснованно приписывают какие-либо качества тому событию, человеку или группе, на которого они «навешиваются». Это могут быть как положительные, так и отрицательные качества.
• «Монтаж». Для создания необходимой информации можно «нарезать» слова и кадры по необходимости, можно в принципе снять постановочные кадры с приглашёнными актерами. Сейчас с помощью нейросетей создаются уже довольно достоверно выглядящие съемки, которые сложно отличить от реальных кадров. Можно, например, вклеить нужное «лицо» к телу любого человека уже не только на фото, но и на видео.
• «Фейк». В конце концов, информацию можно просто придумать и выложить в интернет. Кто-то обязательно поверит в нее даже без доказательств.
Как Интернет формирует наши мнения?
Сейчас принято говорить о «пузыре фильтров» – это такой механизм, когда социальные сети и настроенные под персональные рекомендации новостные порталы создают для пользователя особый мир, в котором всё подтверждает уже существующую точку зрения человека. Поскольку для сервисов выгоднее показывать те записи, которые гарантированно пользователям понравятся и вызовут отклик, лайки, не будут проигнорированы, фактически необходимости мыслить критично у человека в его уютном персональном электронном мирке может и не возникнуть.
Поэтому основной метод «борьбы» с фейками – это развитие критического мышления, которое совершенно правомерно относят к числу самых необходимых навыков XXI века и навыков человека будущего.
Как в Интернете отличить фейк от правды?
1. Правило трех. Прежде чем принять за истину какую-либо информацию в Интернете, необходимо проверить ее еще, как минимум, в двух не зависимых друг от друга источниках.
2. Сопоставление полученной информации с уже известной по этой теме. В поисках какого-либо материала не стоит полагаться на первые попавшиеся источники.
3. Проверка достоверности полученной информации у авторитетных экспертов. Если того требует необходимость, можно проверить информацию, проконсультировавшись с экспертами в данной области. 4. Запрос у источника информации дополнительных деталей, подтверждающих истинность основного сообщения. Если на сайте нет контактов автора или же он вообще не указан, то, скорее всего, такая информация является перепечаткой, соответственно она могла утратить свою точность и истинный смысл.
Снять лапшу с ушей с помощью Интернета. Распространение фейковой информации привело к созданию и распространению ресурсов, задача которых разоблачать недостоверную информацию и помогать в поисках истины. Этот процесс в сети называют «фактчекинг» (от англ. fact checking – проверка фактов.. Критичность по отношению к информации и бдительность, а также здравый смысл могут помочь усомниться в достоверности, а Интернет предоставит множество возможностей эту информацию проверить.
раскрыть » / « свернуть